Юзабилити
Задумывались ли вы о том, что тянет вас пересмотреть фильм повторно? Почему покупаете одежду в определенном магазине? И никогда бы не вернулись в ресторан, где вам подали вполне съедобную, но невкусную еду? Ответом не является то, что это просто бессмысленный выбор или случайная покупка. Среди всего многообразия услуг и товаров, мы всегда делаем любимыми те, которые вызвали у нас определенные эмоции.
Теперь подумайте, способен ли ваш сайт заставить пользователей выбрать из всего многообразия страниц в сети именно вашу?
В современном мире достаточно сложно удивить пользователя. Сейчас уже мало того, чтобы ваш продукт просто работал и решал проблемы. Пользователи хотят выбирать, а когда выбирать есть из чего, то из двух одинаково и хорошо работающих объектов выбор будет сделан в пользу того, что выглядит симпатичней. Поэтому стоит задуматься над тем, какие эмоции вызывает у пользователей ваш продукт.
Дональд Норман, когнитивный психолог, в своей концепции эмоционального дизайна выделяет три уровня восприятия дизайна объекта:
- интуитивный;
- поведенческий;
- мыслительный (сознательный).
Интуитивный уровень
Первый уровень, является «низшим» уровнем, т.е. наши решения принимаются в подсознании. Это тот самый случай, когда за несколько секунд мы решаем, нравится нам предмет нашего внимания или нет. Здесь мы понимаем, что нам импонируют приятные звуки, цвета, запахи, и тут же настраиваем себя на положительное взаимодействие, и, наоборот, у нас вызывают отвращение резкий громкий звук, кричащие цвета и скачущие буквы в тексте, и мы тут же закрываем страницу сайта.
Например, при заполнении одной из форм на сайте GetClicky.com, выскакивает сообщение об успешном завершении действия, но понимание этого до многих пользователей доходит не сразу, потому что сообщение ярко-красного цвета, а красный цвет – цвет опасности. Многими такое уведомление воспринимается как сообщение об ошибке.
При проектировании интерфейсов, стоит уделять должное внимание тому, как подсознание пользователей будет реагировать на ваш продукт, и сознательно подходить к выбору цвета, размера, формы, т.е. к визуальному оформлению.
Поведенческий уровень
На втором уровне необходимо точно понять и уловить момент полного контроля над действием.
Существует множество действий, которые человек, научившись один раз, потом выполняет бессознательно на протяжении всей жизни. Сюда можно отнести ходьбу, вождение автомобиля, игру на гитаре. На этом уровне можно здорово зацепить пользователей, проектируя свой продукт таким образом, чтобы не только каждое последующее взаимодействие осуществлялось у пользователя «на автомате», но и первое. А затем еще и добавить «Мы понимаем Вас как никто другой».
При регистрации на сайте ebay.com пользователь заполняет поле с почтовым индексом, а город и штат заполняется автоматически. Здесь пользователь выполняет привычное для него действие, но при этом экономит время и получает удовольствие от эффективности процесса.
Получение удовольствия на поведенческом уровне
Мыслительный уровень
На третьем мы уже осознаем, что делаем, видим и чувствуем. На мой взгляд, это самый интересный для изучения и дающий большие возможности уровень, как для проектировщика, так и для пользователя.
Знания о восприятии на данном уровне уже активно используются маркетологами и рекламщиками. Многие ведущие компании уже давно продают не сам товар, а эмоции, которые он вызывает: «Apple продает самоуважение».
Знания о том, как мы видим, чувствуем, получаем информацию и что при этом думаем, помогают спроектировать нашу систему способной вызывать желание использовать ее. Для этого стоит лишь добавить парочку приятных моментов в процесс взаимодействия. Например, подарить вашему сайту лицо и душу. Ведь нам всем куда приятней общаться не с электронным устройством, а с живым существом, который может грустить, пока вас нет на сайте, и радоваться каждому вашему посещению.
Хороший пример – сайт для любителей английского языка LinguaLeo.ru, на котором живет львенок.
Если отнестись с должным вниманием к каждому уровню и дарить на каждом этапе восприятия положительные эмоции, то вероятность того, что ваш сайт станет любимым очень высока. Получив что-то хорошее один раз, нам хочется получать это снова и снова.
Резюме
Изучение психологии пользователей вашего ресурса, понимание их действий, мотивации и переживаний, позволяет спроектировать интерфейс, который принесет на порядок больше конверсий и продаж, нежели обычный шаблонный интерфейс «для всех и каждого».
Автор поста – Александра Хадеко, юзабилити-аналитик ARTOX media.
Посты в тему:
Добавляйтесь к нам в соцсетях! |